Тезисы
1. Информационные технологии - совокупность мер, методов, технических средств, информационных и производственных процессов, которые обеспечивают постоянный сбор, сохранность, обработку и вывод (отображение, пересылка) информации.
Актуальность использования информационных технологий в современном образовании диктуется стремительным развитием информационного общества, широким распространением технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий в качестве средства обучения, общения, воспитания.
Одна из главных задач современного образования - это создание мотивации учащихся к получению знаний, другая - поиск новых форм и инструментов освоения этих знаний с помощью творческий решений.
2. Цель выступления – показать возможности использования ИКТ в НОО.
Предмет рассмотрения – использование ИКТ на уроках информатики в начальной школе.
Объект рассмотрения – ИКТ в образовании.
3. Сегодня уже сложно представить рабочее место учителя без персонального компьютера, мультимедиапроектора, многие используют интерактивную доску. Но уже становятся доступными новые технические средства, например визуалайзер или иначе, документ-камера.
Локальная сеть в кабинете позволяет организовать работу в группах, дает доступ к сетевым образовательным ресурсам: интерактивному учебнику, ЦОРам.
4. Существует множество программ, которые учитель использует для подготовки к уроку, непосредственно на уроке и во внеурочной деятельности.
В первую очередь это – Microsoft Power Point. Возможности ее многогранны, остановлюсь на некоторых. Во-первых, визуализация информации в виде рисунков, схем, ключевых слов. Во-вторых, переход к тексту, видео без отдельного открытия дополнительных файлов. В-третьих, создание обучающих игровых инструментов, заменяющих дорогостоящую ИАД.
5. Кроме того, в Microsoft Power Point 2010 и более высоких версиях презентацию можно сохранить в формате видеофильма, что также дает множество вариантов построения урока с ИКТ.
В проектной внеклассной работе ученики 3-4-х классов используют MPower Point и Scratch, MWord и Paint. И результаты их творчества можно увидеть на сайте школы и в соцсетях.
6. Таким образом, используя ИКТ на уроках информатики в начальной школе, я как учитель добиваюсь эффективного усвоения материала, развития памяти, воображения, творчества детей и формирования метапредметных УУД.
Доклад
(Слайд 2) Информационные технологии - совокупность мер, методов, технических средств, информационных и производственных процессов, которые обеспечивают постоянный сбор, сохранность, обработку и вывод (отображение, пересылка) информации.
(Слайд 3) Актуальность использования информационных технологий в современном образовании диктуется стремительным развитием информационного общества, широким распространением технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий в качестве средства обучения, общения, воспитания.
Одна из главных задач современного образования - это создание мотивации учащихся к получению знаний, другая - поиск новых форм и инструментов освоения этих знаний с помощью творческий решений. Создание интерактивной обучающей среды выходит сейчас на первый план, что и позволяет делать применение ИКТ.
Классификация ИКТ по способу применения:
1) компьютерные технические устройства;
2) прикладные программы;
3) сетевые возможности работы с информацией;
4) информационно-коммуникационные.
Кабинет оборудован стандартным набором технических средств компьютерного класса, 15 ученических компьютеров объединены в локальную сеть вместе с учительским компьютером, а также недавно появилась документ-камера. Все эти устройства облегчают подготовку к уроку и обеспечивают наглядность материала.
И, конечно, учебный процесс не может проходить без использования прикладных программ. Скажите, какая проблема стоит перед учителем при выборе программ? Все верно: программы предлагаются платные, англоязычные, требуют много места. А еще – выбор оптимального приложения, ведь их так много! И все такие интересные!
Локальная сеть позволяет работать с информацией, сохраненной учителем в браузере, прямого выхода в интернет нет, поиск производится с учительского компьютера. В начальной школе это не имеет принципиального значения, ведь я учу ребят основным способам поиска информации, и коллективная работа здесь предпочтительнее.
Для коммуникации в рабочих целях достаточно АИС ЭЖ/ЭД, через которую я общаюсь с родителями. Для новостной информации также использую школьный и персональный сайты.
Таким образом, ИКТ в образовании служат всем группам, занятым в этом процессе:
Классификация ИКТ по нацеленности аудитории:
1) для учителя;
2) для ученика;
3) для родителей.
(Слайд 4) Сегодня уже сложно представить рабочее место учителя без персонального компьютера, мультимедиапроектора, многие используют интерактивную доску. Хотя еще 6 лет назад компьютер был не у каждого учителя нашего округа, ИАД только начали использовать победители инновационных проектов. Но уже становятся доступными новые технические средства, например визуалайзер или привычнее нам, документ-камера.
Документ-камера – это сканер, выводящий изображение сразу на экран монитора/проектора с большой скоростью. Можно сразу увеличивать масштаб изображения, поворачивать по необходимости. Я могу выводить текст, рисунки или фото реальных предметов непосредственно на экран. Можно что-то писать, рисовать – изображение с задержкой в одну-две секунды появляется на экране. С помощью документ-камеры на внеурочных занятиях мы начали создавать героев для анимации.
(Слайд 5) Локальная сеть в кабинете позволяет организовать работу в группах, дает доступ к сетевым образовательным ресурсам: интерактивному учебнику, ЦОРам.
Я представляю вашему вниманию основные ЦОРы, с которыми мы работаем на уроках. Я сейчас открою их, и попрошу одного из Вас выполнить предлагаемые задания.
Электронный учебник позволяет закрепить материал, полученный на уроке и подготовиться к выполнению домашнего задания.
Предлагаемый ЦОР помогает применить знания в игровой форме, где важны наблюдательность и жизненный опыт.
- Ребёнок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач.
- Компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребёнка за ошибки, а ждёт, пока он сам исправит их.
(Слайд 6) Существует множество программ, которые учитель использует для подготовки к уроку, непосредственно на уроке и во внеурочной деятельности.
В первую очередь это – Microsoft Power Point. Возможности ее многогранны, остановлюсь на некоторых. Во-первых, визуализация информации в виде рисунков, схем, ключевых слов - в доступной форме, ярко, образно помогает преподнести школьникам материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей младшего школьного возраста.
Во-вторых, переход к тексту, видео без отдельного открытия дополнительных файлов - позволяет привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими.
В-третьих, создание обучающих игровых инструментов, заменяющих дорогостоящую ИАД - может способствовать развитию у школьников исследовательских способностей, познавательной активности. В ходе игровой деятельности развивается: теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления.
(Слайд 7) Сейчас я продемонстрирую один пример построения такого инструмента – выбор правильного ответа и подтверждение правильности выбора. А приведенный текст – это тенденция, наметившаяся в ближайшем будущем.
Геймификация – это применение игровых элементов и механик в неигровых целях и в 2018 году она будет одним из главных образовательных трендов не только в мире, но и в России, считает разработчик оборудования VOTUM. Появление и модернизация интерактивного оборудования - один из сигналов геймификации образования.
Суть геймификации в том, чтобы вовлечь ученика в процесс с помощью небольших психологических уловок, которые помогают вызвать в человеке те же эмоции, которые вызывает игра.
Я приглашаю желающих выбрать элементы геймификации.
Вот эти психологические уловки-элементы:
- дробление информации на "уровни";
- доступ к новому контенту только после закрепления пройденного материала;
- визуальное отображение прогресса – медали, баллы, бейджи, графики;
- соревновательный элемент или наоборот, необходимость объединения в команду;
- синтез новых навыков – задания, для выполнения которых нужно использовать сразу несколько более простых умений.
(Слайд 8) Кроме того, в Microsoft Power Point 2010 и более высоких версиях презентацию можно сохранить в формате видеофильма, что также дает множество вариантов построения урока с ИКТ.
В проектной внеклассной работе ученики 3-4-х классов используют MPower Point и Scratch, MWord и Paint. И результаты их творчества можно увидеть на моем персональном сайте, сайте школы и в соцсетях.
(Слайд 9) Сегодня ИКТ позволяет:
- В доступной форме, ярко, образно, преподнести младшим школьникам материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей младшего школьного возраста.
- Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими.
- Способствовать развитию у школьников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов.
- Поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей.
При использовании игровых приемов, с использованием компьютерных средств у школьника развивается: теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др., которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей.
По сравнению с традиционными формами обучения компьютер обладает рядом преимуществ:
- Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу.
- Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.
- В процессе своей деятельности за компьютером младший школьник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может.
- Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей младшего школьного возраста.
- Позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);
- Проблемные задачи, поощрение ребёнка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей.
- Ребёнок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач.
- Компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребёнка за ошибки, а ждёт, пока он сам исправит их.
- Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями.
(Слайд 10) Можно сказать, что ИКТ – это, прежде всего:
- преобразование предметно-развивающей среды,
- создание новых средств для развития детей,
- использование новой наглядности,
- дополнительная информация, которой по каким-либо причинам нет в печатном издании,
- разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (анимации, видеоматериалы),
- в информационном обществе сетевые электронные ресурсы - это наиболее демократичный способ распространения новых педагогических идей и новых дидактических пособий, доступный педагогам независимо от места их проживания и уровня дохода.
Таким образом, используя ИКТ на уроках информатики в начальной школе, я как учитель добиваюсь эффективного усвоения материала, развития памяти, воображения, творчества детей и формирования метапредметных УУД.
ИКТ в работе учителя информатики в начальной школе. Из опыта работы Презентация |