Суббота, 28.09.2024, 18:03
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Унской Тамары Юльевны

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [25]
Чужие статьи [2]
Статьи и публикации других авторов, с которыми автор сайта согласен и хочет познакомить своих учеников с ними
Наш опрос
Работает ли 5 балльная система оценок?
Всего ответов: 52
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Урок с применением технологии web-квеста "Символьный и строковый тип данных"

Открытый урок «Символьный и строковый типы данных»

Учитель: Унская Тамара Юльевна

Тема: Символьный и строковый типы данных

Класс: 8

Тип урока: комбинированный:

  • проверка знаний – компьютерное тестирование;
  • новый материал – задание web-квеста;
  • закрепление – практические упражнения;
  • проверка знаний – устный опрос, решение проблемы урока.

Цель урока:

Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы с ресурсами Интернета по заданной теме, закрепление правил написания программ на языке Pascal.

Задачи урока:

  1. Обучающие:
    1. Научить оперировать целочисленным и строковым типами данных.
    2. Углубить знание о типах данных Pascal.
    3. Тренировать навыки работы в оболочке программы Pascal.ABC.NET.
    4. Тренировать умение находить информацию в сети Интернет.
  2. Развивающие:
    1. Развивать умения анализировать.
    2. Осуществлять навык поиска и выделения необходимой информации.
    3. Продолжить развитие умения устанавливать причинно-следственные связи.
    4. Формировать умения работы в сети Интернет.
  3. Воспитательные:
    1. Совершенствовать навыки общения.
    2. Вовлечь в активную деятельность.

План урока:

  1. Организационный момент (1 мин).
  2. Повторение материала предыдущего урока + проверка домашнего задания (компьютерное тестирование) (6 мин).
  3. Объяснение нового материала (10 мин).
  4. Физкультминутка – гимнастика для глаз (1 мин).
  5. Закрепление  (25 мин)
    • разбор примеров, практические упражнения (18 мин);
    • устный опрос, решение проблемы урока (7 мин).
  6. Обобщение урока, домашнее задание (2 мин).

Оборудование и программный материал:

  • оболочка программы Pascal.ABC.NET.
  • программа MyTest или TestEdu v1.17;
  • учительский и ученические ПК;
  • возможность выхода в Интернет;
  • web-квест «Основы алгоритмики»;
  • карточки с задачами на языке Pascal.

Применяемые технологии:

  1. Проблемного обучения.
  2. Личностно-ориентированного подхода, развивающего обучения.
  3. Web-квест.
  4. Игровая.
  5. ИКТ.

Используемые методы:

  1. репродуктивный;
  2. объяснительно-иллюстративный;
  3. проблемного изложения материала;
  4. исследовательский;
  5. сравнительно-аналитический;
    • фронтальный опрос:
    • индивидуальная – работа с электронными источниками информации;
    • самостоятельная работа за компьютером;
      • компьютерное тестирование;
      • коллективное обсуждение.

 

 

Ход урока.

  1. Организационный момент

Приветствие.

 

  1. Повторение материала предыдущего урока + проверка домашнего задания (компьютерное тестирование)

Для проверки домашнего задания пересядьте, пожалуйста, за компьютеры. Откройте тест «Целочисленный тип данных» на рабочем столе. На работу вам дается 5 минут. Начали!

Тест:

1. Переменные целого типа могут принимать только целые значения. Верно ли данное утверждение?

>>>>>>>>>>>> Да

2. Сколько байтов памяти отводится для типа integer:

>>>>>>>>>>>> 2

3. Найдите ошибку в записи: a; b; c: integer;

>>>>>>>>>>>> после  а  b  встречено ";" ожидалось ","

4. Число 724 можно отнести к integer ?

>>>>>>>>>>>> Да

5. Что значит "диапазон допустимых значений"?

>>>>>>>>>>>> Переменная может принимать значения данного диапазона чисел

6. Укажите верные операции над целыми числами:

>>>>>>>>>>>> + - * / mod div

7. Как называются перечисленные операции? "<  >  =>  =<  <>  ="

>>>>>>>>>>>> отношения

8. Какие операции можно производить над данными целочисленного типа?

>>>>>>>>>>>> Арифметические и отношения

9. Что возвращает функция random ?

>>>>>>>>>>>> Случайное  число

10. Что возвращает функция succ ?

>>>>>>>>>>>> Следующее число

Заканчиваем работу с тестом и анализируем свои ошибки: каков процент выполнения и почему.

Теперь развернитесь ко мне лицом.

 

  1. Объяснение нового материала

Что ж, мои юные программисты, продолжаем изучать алгоритм. Что является величиной алгоритма? (информационный объект: число, символ, таблица). Каждый объект является данными для программы и имеет свой тип.

Что мы знаем о типах данных? (Тип определяет множество допустимых значений объекта, а также множество допустимых операций, которые применимы к нему. Кроме того, тип определяет формат внутреннего представления данных в памяти ПК.)

Тема сегодняшнего урока: «Строковый тип данных».

На доске вы видите вопрос: «Есть ли различия между строковым и целочисленным типом данных?». В конце урока мы должны решить данную проблему и ответить на озвученный вопрос.  

Разворачиваемся к компьютерам. Продолжаются путешествия наших героев: Вани-непоседы, Тимы-мыслителя и Данилы-мастера. (Сайт учителя tamau.ucoz.ru : Технологии – Web-квест – Примеры web-квестов – Web-квест «Основы алгоритмики») Открываем 5 задание web-квеста (Картинка «Кит»). С первой ссылкой мы уже работали, открываем вторую ссылку «ЗДЕСЬ». (http://mif.vspu.ru/books/pascal/string.html#2)

Итак, назовите тему сегодняшнего урока. (Строковый тип данных)

Выписываем в тетрадь название, обозначение, диапазон значений, формат, операции.

По ходу работы с содержимым web-страницы  учитель уточняет и конкретизирует сведения о строковом типе.

Строковый тип данных

Для обработки строковой информации в Турбо Паскаль введен строковый тип данных. Строкой в Паскале называется последовательность из определенного количества символов. Количество символов последовательности называется длиной строки. Синтаксис:

var s: string[n];

var s: string;

 Учитель: Какие данные описываются строковым типом? Как записывается тип (назовите индентификатор)?

n - максимально возможная длина строки - целое число в диапазоне 1..255. Если этот параметр опущен, то по умолчанию он принимается равным 255.

Учитель: Каков диапазон?

Строковые константы записываются как последовательности символов, ограниченные апострофами. Допускается формирование строк с использованием записи символов по десятичному коду (в виде комбинации # и кода символа) и управляющих символов (комбинации ^ и некоторых заглавных латинских букв).

Пример:

'Текстовая строка'
#54#32#61
'abcde'^A^M

Пустой символ обозначается двумя подряд стоящими апострофами. Если апостроф входит в строку как литера, то при записи он удваивается.

Переменные, описанные как строковые с разными максимальными длинами, можно присваивать друг другу, хотя при попытке присвоить короткой переменной длинную лишние символы будут отброшены.

Учитель: Приведите примеры записи строковых констант в программе.

В Турбо Паскаль имеется простой доступ к отдельным символам строковой переменной: i-й символ переменной st записывается как st[i]. Например, если st - это 'Строка', то st[1] - это 'С', st[2] - это 'т', st[3] - 'р' и так далее.

Учитель: Важно! Можно определить порядковый номер символа в строке.

Над строковыми данными определена операция слияния (конкантенации), обозначаемая знаком +. Например:

a := 'Turbo';

b := 'Pascal';

c := a + b;

В этом примере переменная c приобретет значение 'TurboPascal'.

Учитель: С помощью слияния двух строк получается третья, операция записывается как арифметическая «сложение».

Кроме слияния над строками определены операции сравнения <,>,=,<>,<=,>=. Две строки сравниваются посимвольно, слева направо, по кодам символов. Если одна строка меньше другой по длине, недостающие символы короткой строки заменяются символом с кодом 0.

Учитель: какие еще операции можно производить над строковым типом данных? Как происходит сравнение?

Очень близок к символьному типу еще один текстовый тип, только там используется один… ЧТО? Правильно: символ, записывается он char. Каждому символу алфавита соответствует индивидуальный числовой код от 0 до 255. Операции над данными можно производить те же, что с символьным типом. Выражения типа char можно присваивать любым строковым переменным.

  1. Закрепление .
    • разбор примера (20 мин);

Вы получили примеры программ с строковым типом данных. Рассмотрим первый пример «Введение данных ученика: фамилия, имя»:

   var

fam,name: string;

begin

writeln ('Введите фамилию',fam);

readln (fam);

writeln ('Введите имя',name);

readln (name);

write (fam,' ',name);

end.

Назовите переменные, определите соответствующий им тип данных. Обратите внимание на исполняемую область – что будет выведено в результате программы?

Рассмотрим второй пример «Преобразование числа в строку и обратно». Здесь используются 2 типа данных, потому что мы оперируем с 2 величинами: «число 365» и «строка «365»».

var

  s: string;

  num: integer;

begin

  s := '356';

  num := StrToInt(s);

  writeln('Число, соответствующее строке ''',s,''' - это ',num);

  num := 563;

  s := IntToStr(num);

  writeln('Строка, соответствующая числу ',num,' - это ''',s,'''');

end.

Теперь самостоятельно введите текст третьей программы в оболочку Pascal.ABC.NET,  результатом программы будет сумма кодов каждой буквы слова БАЙТ:

var

a: string;

i,b:byte;

begin

a:= 'БАЙТ';

b:=ord(a[1])+ord(a[2])+ord(a[3])+ord(a[4]);

writeln (b);

end.

Кто готов? Выполните программу, исправьте высветившиеся ошибки. (Учитель проверяет правильность записи текста программы и помогает индивидуально тем, у кого проблемы).

 

5.      Физкультминутка. Пересаживаемся за парты.  Очки положите на стол, и 1) Следите  за моей ладонью только глазами (вправо-влево, вверх-вниз), 2) теперь упражнение «Своя ладонь у лица, ладонь учителя у доски», посмотрите в окно, 3) закройте глаза ладошками, не нажимая.

 

Обсуждение проблемы урока.

Итак. Мы подробно разобрали новый тип данных. Ответьте мне на вопрос: есть ли различие между строковым и целочисленным типами данных? Да.

Теперь давайте обсудим, в чем состоит это различие. И помогут нам в этом герои квеста: Ваня-непоседа, Тима-мыслитель и Данила-мастер.

Что заметил наш непоседа? (Внешние различия: Разное обозначение в программе, Целочисленным типом описываются числа, а строковым – последовательность любых символов)

Что определил мыслитель? (Свойства: в диапазон целочисленных типов входят числа от и до числовых значений, а вдиапазон строкового типа составляет длина строки, количество символов от и до, составляющих эту строку)

Что выделил мастер? (Операции: Над данными целочисленного типа можно производить все арифметические операции, а над данными строкового типа – операцию слияния, которая похожа на операцию сложения, но это не одно и то же. Кроме того, сравнение происходит по коду символа слева направо, а в целочисленном сравниваются значения самих величин.

 

6.          Обобщение урока, домашнее задание

Записываем Д.З. в тетрадь: §3.3.3, №14. Задание также есть в электронном дневнике.

 

Что сегодня мы узнали на уроке?

- Подробно разобрали символьный тип данных.

- Потренировались в написании программ.

- Выполнили задания квеста.

- Ответили на проблемный вопрос.

 

 

Рефлексия:

Ребята, я прошу вас в карточках отметить те предложения, которые описывают ваши впечатления и чувства.

Спасибо за урок.

Категория: Мои статьи | Добавил: там-там (15.05.2016)
Просмотров: 955 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
Вверх

Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz