Урок-ролевая игра по информатике в 9 классе "Моделирование в Excel. Ссылки"
Учитель информатики и ИКТ Унская Т.Ю.
Задачи:
Образовательная:
- познакомить с понятием ссылки в электронных таблицах;
- разобрать их смысловое и функциональное отличие, способы записи;
- закрепить навыки работы в электронных таблицах.
Развивающая:
- развивать познавательный интерес, творческую активность учащихся;
- развивать навыки работы на компьютере, развивать дружеское и деловое общение учащихся в совместной работе.
Воспитательная:
- воспитывать интерес к предмету, аккуратность, внимательность, дисциплинированность, умение работать в команде.
Опорные термины:
Адрес ячейки, ссылки, формулы.
Технические средства обучения:
ПК учителя и учеников.
Программное обеспечение и материалы к уроку:
ОС Windows XP/7, Microsoft Exsel 2003-2010, карточки.
Тип урока:
изучение и первичное закрепление знаний.
Применяемые технологии:
ИТ, личностно-ориентированный подход, здоровьесберегающая, игровая.
Методы:
объяснительно-иллюстративный, практика, игра.
Методическая литература:
Учебник Информатика и ИКТ для 9 кл./ Н.Д. Угринович - М: БИНОМ, 2012.
Учитель. - Здравствуйте, садитесь.
Хорошо. Мы продолжаем изучать приложения MicroSoft. Кстати, какое уже нами изучено?
Ученики. - MicroSoft Word.
Учитель. - Что это за приложение?
Ученик. - Word - это текстовый процессор, организующий работу по созданию, форматированию, редактированию текстового файла, так же включает в себя редактор формул, графические средства оформления.
Учитель. - Правильно. Но определение того редактора, что мы изучаем сейчас, тоже записано.
Ученик. - Excel - это редактор электронных таблиц. Лист имеет ячеистую структуру с буквенно-числовым адресом, что позволяет четко позиционировать текст, графику, математические формулы, динамические привязки.
Учитель. - Замечательно. А теперь записываем число и тему нашего урока. "Абсолютные и относительные ссылки". Мы разберем их смысловое и функциональное отличие, способы записи, попрактикуемся в их использовании на страницах Excel.
Часто говорят: "Всё относительно!". И это правда. Вот, в данный момент вы сидите и относительно стула никуда не перемещаетесь, но относительно солнца - вы летите по кругу, да ещё вращаетесь вокруг оси вместе с планетой.
Может возникнуть вопрос: "Причем здесь информатика в целом и Excel в частности. А ведь я вам много раз говорил, что вся наша жизнь - это сплошная информатика с её алгоритмами: ветвящимися, когда вы делаете выбор, и циклическими, когда одно и тоже повторяется несколько раз (например, каждый будний день вы ходите в школу). А всё это ради чего? Не станем устраивать анкетирование и выяснять, для чего вы ходите в школу. Мой ответ за вас - ради знаний - информации. А как можно много знать если не раскладывать по полочкам?! Сделаем первый вывод - большие объемы информации для лучшего хранения и использования должны быть систематизированы, т.е. "разложены по полочкам", что и позволяет сделать Excel.
Наш класс выглядит как таблица Excel. Скажите что здесь относительное и что абсолютное.
(Учащиеся перечисляют объекты, людей, которые могут быть и относительными и абсолютными одновременно.
Например, ссылка - это обращение. Ссылка на Сергея Владимировича, это абсолютная ссылка, а ссылка на учителя - относительная, т.к. в данный момент в классе несколько учителей. Ссылка на имя ученика - это относительная ссылка, а имя и фамилия - (почти всегда) - абсолютная. Ссылка - слева, справа - относительна. Должна быть привязка в одному из желательно по двум свойствам к абсолютному объекту…)
Учитель. - Выпишите из учебника страница 338 определения абсолютных и относительных ссылок. Кто это сделает, попытайтесь понять способы записи, прочитав всю 338 страницу. А к себе я пока приглашу двух учащихся (это, в дальнейшем -"боссы" - лучшие ученики по информатике).
(За 3-5 минут объясняю "избранным" способы записи ссылок в формулах на конкретных примерах).
Учитель. - А теперь начинается самое интересное. Сейчас мы поиграем, но не на ПК, а с помощью ПК. Позвольте вам представить двух директоров (боссов) двух компьютерных фирм : Иванов Иван Иванович и Петров Петр Петрович. Вы, представим, уже закончили школу. Возможно уже прошли где-то обучение и теперь перед жизненным выбором, который вам в действительности нужно будет сделать - вы выпускники и надо вам решить "по какой ветви алгоритма вы пойдете дальше". Они сейчас отберут себе в сотрудники по 3 человека и вашей задачей на оставшееся время будет:
а) используя прайс-лист реальной фирмы, скомплектовать компьютер стоимостью не более 700 $;
б) директор имеет права лично только руководить процессом сборки - подсказывать;
в) большим плюсом вам будет, если вы успеете сделать логотип фирмы, используя автофигуры.
Обращаю внимание, что это не соревнование, а творческое соперничество. Поэтому оцениваться будут результаты в виде красочности, правильности, рациональности выбора.
(Индивидуализация подхода в том, что "боссы", а это лучшие ученики, имеющие теоретические и практические навыки работы на ПК) выбирают себе сильных, по знаниям и умениям учеников, из "остатка" я формирую свою третью фирму и на тех же условиях соревнуюсь. В случае с учителями-гостями (открытый урок), им было предложено тоже выступить к качестве четвертой фирмы конкурента.).
Возможен вариант без разбивки на группы, но это менее оживленно проходит. Очень интересно со стороны наблюдать за действиями "боссов": их "раздирает" желание моментально все сделать самим, но можно только подсказывать, ещё интересней, когда среди "подчиненных" появляется сверхинициативный... Иногда после уроков, мы обсуждаем ход развития событий, правильность действий с профессиональной точки зрения, психологии и быта.
В конце урока оцениваю, сравнивая результаты, работу группы и предлагаю "директору" поставить оценки её членам.
Д/з. Выполнить контрольные вопросы после параграфа, на стр. 339.
|