Сюжетно-ролевая игра «Сигналы оповещения в жизни первобытных людей»
(для 10-11 классов)
Учитель информатики и ИКТ Унская Т.Ю.
Цель:
Повторение темы «Информация, способы передачи» в игровой форме.
Задачи:
Учебная
- тренировать применение знаний по теме «Информация» в разных ситуациях;
- тренировать умение применять различную информацию;
Воспитательная
- воспитывать умение работать в команде;
- формировать командный стиль игры;
- учить выражать и отстаивать собственное мнение цивилизованными методами;
Развивающая
- формировать убеждение, что информатика лежит на стыке наук;
- показать значимость применения знаний по другим учебным предметам (история, физика, технология, математика) для решения поставленной задачи.
Продолжительность игры 25-27 минут (резерв 2 мин.): 2 мин. – объяснение условий игры, 15 мин. – обсуждение в группах, 4 мин. – защита по-очереди, 2 мин. – подведение итогов учителем.
Класс делится на 2 группы, каждая должна разработать стратегию и тактику применения сигналов оповещения первобытных племен (каменный век) в виде описания, схем, рисунков.
Ситуация.
Живут два враждующих племени на противоположных берегах реки. Река широкая, но не глубокая. К берегам подходит редкий лес, поселения примерно в полукилометре от реки.
Задача игры.
Разработать систему оповещения в случае нападения врага.
В конце игры учитель-ведущий подводит итог о целесообразности, реальности предложенных командами сигналов оповещения.
Самоанализ внеклассного мероприятия - игры по информатике
«Сигналы оповещения в жизни первобытных людей»
Учитель информатики и ИКТ Унская Т.Ю.
Игра «Сигналы оповещения в жизни первобытных людей» подготовлена и проведена в рамках недели информатики в форме деловой игры между двумя командами – 10К, 11К классов.
Идея формы деловой игры-соревнования обусловлена возрастом старшеклассников и личностными качествами обучающихся. В классах с кадетской составляющей воспитываются лидерские качества, способность взаимодействовать с другими людьми, умения достигать результата в команде. Также формируются навыки применения нестандартных решений в различных ситуациях. В качестве такой ситуации была выбрана учебная задача составления системы знаков оповещения об опасности в первобытном племени. Тема игры преследовала цель показа значимости применения знаний по другим учебным предметам (история, физика, технология, математика) для решения поставленной задачи.
В ходе подготовки к игре девочки из актива класса подобрали рисунки в интернете, иллюстрирующие жизнь в первобытном обществе, а также примеры коммуникации первобытных людей. Цветные распечатки были размещены на доске в кабинете.
В ходе игры были четко очерчены временные исторические рамки игровой ситуации, определены роли игроков: первобытные люди, поставлена игровая задача: разработать систему оповещения племени в случае нападения вражеского племени. После обсуждения в командах и защиты командных вариантов учитель-ведущий подвел итоги, где оценивались историческая обусловленность предложенных методов, возможность их применения в первобытном обществе, обоснованность законами физики, химии, математики.
Наиболее важным моментом всей игры, конечно же была подготовка варианта системы оповещения. Здесь моя задача состояла в том, чтобы проконтролировать направление поиска решений, ненавязчиво напомнить факты из истории, подсказать вариант.
Для защиты системы оповещения ребята подготовили рисунки и схемы. Также требовалось словесное описание способов связи между одноплеменниками.
Игра прошла интересно, но выяснилось, что зрители мешали игрокам. На будущее нужно придумать задания для зрителей или вообще исключить зрителей, а увеличить количество команд, и проводить такие мероприятия не в кабинете, а в зале. Также целесообразно ограничить количество игроков в 4-5 человек (у нас было по 10). Еще в будущем можно дать для подготовки несколько источников в интернете по интересующей теме для всех игроков, не только для актива. |