МОСКВА, 8 окт — РИА Новости. Россияне в возрасте
от 16 до 65 лет читают и считают лучше американцев и немцев, но хуже
японцев и финнов и заметно отстают от граждан развитых стран во владении
компьютером, свидетельствуют данные международного исследования PIAAC,
которое в России провела Высшая школа экономики при участии Минобрнауки
РФ.
В программе международной оценки компетенций взрослых (Programme
for the International Assesment of Adult Competences, PIAAC) приняли
участие более 157 тысяч респондентов из 24 стран-участниц
и стран-партнеров Организации экономического сотрудничества и развития
(ОЭСР). В исследовании участвовали более 5 тысяч россиян в возрасте
от 16 до 65 лет из почти 100 населенных пунктов.
В рамках программы PIAAC проводится оценка компетенций взрослого
населения в трех областях: грамотности в области чтения, математической
грамотности и способности решения задач в технологически насыщенной
среде.
Компьютерная безграмотность
Исследование показало, что во многих странах большая часть населения
не имеет опыта обращения с компьютером или пользуется им неуверенно. При
этом значительная часть жителей России — 48,5% взрослых в возрасте
от 16 до 65 лет — соответствуют данному описанию.
"В нашей стране среди взрослых, имеющих минимальные компьютерные
навыки, необходимые для проведения процедуры компьютерного тестирования,
40,5% находятся на самом низком уровне по шкале компетенций в области
решения задач в технологически насыщенной среде", — говорится
в документе. В целом исследователи отмечают некоторое отставание россиян
в этом компоненте от представителей развитых стран мира.
Простая математика
Согласно данным PIAAC, средний балл по грамотности в области чтения
для России (275 баллов) выше среднего балла стран-членов ОЭСР (273). При
этом средний балл России совпал с результатом Бельгии (275), почти
не отличается от балла Чехии (274), Словакии (274) и Эстонии (276).
Такие страны как Япония, Финляндия, Нидерланды, Австралия, Швеция,
Норвегия получили значительно больший результат. Так, в Японии средний
балл по грамотности в области чтения самый высокий среди всех участников
исследования и равен 296. На втором месте Финляндия со средним баллом
288, и на третьем — Нидерланды (284).
Примечательно, что некоторые страны с развитой системой образования
получили средний балл по чтению ниже, чем Россия. Например, в Дании это
271 балл, а в Германии и США — по 270 баллов. Наименьшее количество
баллов по грамотности в области чтения получили Испания (252) и Италия
(250).
Средний балл по математической грамотности для России (270)
незначительно отличается от среднего балла стран-членов ОЭСР (269).
Наибольшую математическую грамотность проявили японцы (288) и финны
(282), меньше всего в математике разбираются жители США (253), Испании
(247) и Италии (246).
В целом, в рейтинге по грамотности в области математики Россия занимает 13-е место, а в области чтения — восьмое место.
В 45 — много навыков опять
С повышением образовательного уровня наблюдается тенденция увеличения
среднего балла по трем оцениваемым областям. Явный "пик" грамотности
приходится на период окончания средней школы. Второй "пик" относится
к образовательному уровню "бакалавр" — молодые люди, продолжающие свое
образование и находящиеся в высокой фазе развития.
В целом, с возрастом уровень навыков имеет тенденцию к понижению.
"Однако для возрастной группы в 45-49 лет наблюдается подъем уровней
сформированности навыков. Возможно, эта группа включает самых
образованных и высококвалифицированных взрослых", — говорится
в исследовании.
Исследование рассматривает четыре группы профессий, различающихся
по уровню квалификации и требуемому уровню образования. К
высококвалифицированным относятся такие профессии, как топ-менеджеры
и руководители компаний. К группе "белых воротничков" — профессии
средней квалификации, требующие высшего образования, например, офисные
работники. В группу "синих воротничков" входят профессии, требующие
начального или среднего профессионального образования, например, механик
или работник сельского хозяйства. К группе элементарных профессий
отнесены профессии без особых требований к квалификации или образованию,
такие как курьер, дворник.
Чем ниже квалификация, тем ниже навыки в области чтения
и математической грамотности, свидетельствуют данные исследования.
"Однако для представителей неквалифицированных профессий грамотность
в области чтения и математическая грамотность имеют высокие показатели,
выше, чем у "синих воротничков" — представителей технических
профессий", — отмечается в документе.
Средний уровень
Национальный координатор PIAAC в РФ научный сотрудник Института
образования НИУ ВШЭ Олег Подольский считает, что измерение в России
выявило средний уровень навыков населения в сравнении с показателями
стран-участниц ОЭСР.
"В некоторых местах даже опередили представителей многих стран,
входящих в число развитых в мире. Вместе с этим, в результатах России
наблюдается отставание во владении ИКТ-технологиями и способности решать
задачи в технологически насыщенной среде", — сказал Подольский РИА
Новости.
По его словам, в результатах по России наблюдается тенденция
к выявлению общемировых закономерностей и связей, например, уровня
грамотности и возраста.
"При этом у России достаточно комплексная картинка по результатам
базовых компетенций в разрезе респондентов разного возраста, уровня
образования, квалификации. И это уже требует более серьезного
анализа", — сказал он. Эксперт отметил, что по некоторым нашим
результатам вполне можно изучать историю России в сфере образования
за последние полвека.
|