Технология интегрированных уроков «информатика+»
Унская Тамара Юльевна,
учитель информатики МБОУ СОШ № 8
г. Химки Московской области
1. Обоснование необходимости внедрения в ежедневную практику обучения интегрированных уроков.
2. Глоссарий.
3. Технология подготовки интегрированных уроков.
1. «Одной из основных стратегических задач развития российского образования является задача повышения его качества. Важнейшим результатом образования должна быть разносторонне развитая личность, способная адаптироваться к изменяющимся социальным и экономическим условиям, обладающая мобильностью, коммуникабельностью в современном жизненном пространстве.» Эта фраза уже стала привычной и обыденной. Ведь современный мир – мир ежедневно обновляющихся знаний, технологий и даже самих условий для этих изменений. Уж нам-то, информатикам, это известно не понаслышке! Вспомните, сколько новых приложений появилось за последние полгода! Я уж не говорю о принудительном освоении Linux.
Общим компонентом для всех наук является информация. Лишь она связывает между собой различные по характеру и содержанию науки, поэтому информационные процессы, изучаемые информатикой, имеют место практически во всех предметных областях.
Мало того, информатика, сравнительно молодая наука, сама является интеграцией практически всех других наук. Это и математика, и биология, и физика, и языки, и логика, и химия, и история.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования, наиболее остро ставят вопрос о поисках резервов совершенствования подготовки высокообразованной, интеллектуально развитой личности. Интеграция информатики и информационных технологий с другими общеобразовательными предметами является реальной необходимостью. Интеграция является средством расширения возможностей школьного образования, способом методического обогащения педагога и повышения качества обучения.
Идея интегрированного обучения появилась в результате поисков оптимальных средств и форм обучения школьников, стимулирующих их мотивацию.
Признание приоритета личности ребенка, его права на проявление своих интересов и взглядов, а, следовательно, формированию новой модели обучения, ориентированной на потенциальное развитие личности, личностноориентированное обучение и воспитание школьников с учетом их склонностей и способностей, позволило развить идею интегрированного обучения.
Дифференцированная система обучения предполагает приобретение знаний в процессе изучения дифференцированных учебных предметов. Однако очень часто полученные по такой системе обучения знания остаются разрозненными сведениями, искусственно расчлененными по предметному признаку, в результате чего учащиеся не всегда целостно воспринимают не только учебный материал о предмете, явлении, но и, к сожалению, всю картину мира.
Из дифференциации вытекают межпредметные связи для активации познавательной деятельности школьников. Но межпредметные связи – не постоянная, целостная система, они могут быть использованы по желанию учителя при изучении отдельных тем учебного материала и служат прекрасной иллюстрацией к подтверждению определенных идей, усиливая их значимость, и межпредметные связи явились хорошей «ступенькой» к интеграции.
Интеграция – это система, предлагающая объединение, соединение, сближение учебного материала отдельных родственных предметов в единое целое.
Рассмотрим некоторые возможности при интегрированном построении учебного процесса, позволяющих качественно решать задачи обучения и воспитания учащихся:
1. Переход от внутрипредметных связей к межпредметным позволяет ученику переносить способы действий с одних объектов на другие, что облегчает учение и формирует представление о целостности мира.
2. Увеличение доли проблемных ситуаций в структуре интеграции предметов активизирует мыслительную деятельность школьника.
3. Интеграция ведет к увеличению доли обобщающих знаний, позволяющих школьнику одновременно проследить весь процесс выполнения действий от цели до результата, осмысленно воспринимать каждый этап работы.
4. Интеграция увеличивает информативную емкость урока.
5. Интеграция позволяет находить новые факторы, которые подтверждают или углубляют определенные наблюдения, выводы учащихся при изучении различных предметов.
6. Интеграция является средством мотивации учения школьников, помогает активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, способствует снятию перенапряжения и утомляемости.
7. Интеграция учебного материала способствует развитию творчества учащихся, позволяет им применять полученные знания в реальных условиях, является одним из существенных факторов воспитания культуры, важным средством формирования личностных качеств, направленных на доброе отношение к природе, к людям, к жизни.
Реализовать все вышеназванное помогают интегрированные уроки информатики с другими учебными предметами.
Интегративная система предполагает равномерное, равноправное соединение родственных тем всех школьных предметов, изучение которых взаимно переплетается на каждом этапе урока.
Интегрирование - это новый подход к преподаванию предметов. Такие уроки позволяют экономить время, т. к. дают возможность не дублировать материал на разных предметах.
Как уже говорилось выше, информатика сегодня обладает данными и необходимым инструментарием для интегрированного обучения школьников. Немаловажно и то, что учителя информатики обладают большими знаниями в области ИКТ, чем другие предметники, и интеграция знаний позволяет поднять авторитет всех учителей в глазах детей и родителей.
2. ИНТЕГРАЦИЯ — (лат. «Integratio» – восстановление - восполнение) процесс сближения и связи наук, состояние связанности отдельных частей в одно целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию.
Интегрированное обучение – система, которая объединяет, соединяет знания по отдельным предметам в единое целое, на основе чего формируется у детей целостное восприятие мира. Интегрированное обучение положительно влияет на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов учащихся. Его содержание, обучающая деятельность учителя обращены к личности ученика, поэтому способствуют всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов у учащихся, побуждают их к обобщению знаний, относящихся к разным наукам.
В основе интегрированной системы обучения лежит интенсивное использование межпредметных связей (как по конечным целям, так и по содержанию, методам и приемам работы).
Интегрированный урок — это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленный на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса.
Технология обучения - это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации; это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности.
3. Формы интеграции могут быть самыми разными: установление межпредметных связей между информатикой и другими предметами, интегрированные уроки, уроки с компьютерной поддержкой.
Целями интегрированного обучения являются следующие положения:
1. Создание оптимальных условий для развития мышления учащихся в процессе обучения информатике.
2. Преодоление некоторых противоречий процесса обучения.
3. Повышение и развитие интереса учащихся к указанному предмету.
Оптимальные условия для развития мышления учащихся в процессе обучения можно создать в основном за счёт интегрированного обучения. К оптимальным условиям для развития мышления мы относим следующие:
1. Изучать предмет не ради предмета, а видеть значение рассматриваемых проблем (значение теоретическое, практическое, для расширения кругозора учащихся и т. п.). В действующих для общеобразовательных школ учебниках по информатике, английскому языку, физике, математике, есть много абстрактных, формальных тренировочных упражнений для отработки техники вычисления, техники применения новых знаний, что является, безусловно, необходимым условием выработки вычислительных навыков. Но работа с подобными упражнениями, особенно на первых этапах изучения новой темы, часто кажется учащимся формальной, а порой ненужной. Но, если показать на основе интеграции в начале изучения новой темы практическое решение какой-либо проблемы, может быть даже достаточно сложной, и подчеркнуть, что дальнейшая деятельность по отработке вычислительных и каких-либо других практических навыков нужна будет для того, чтобы в будущем самостоятельно решать подобные сложные проблемы,— то этап проведения тренировочных упражнений не будет выглядеть оторванным от практических нужд. Кроме того, включение на этом этапе элементов интеграции всё более и более будет способствовать выделению практической значимости проводимой тренировочной работы.
2. Развитие в комплексе элементов научного стиля мышления. Рассмотрение достаточно сложных вопросов на интегрированных уроках, специфика интеграции, естественно, требуют постоянства усилий учащихся. Эти усилия направлены на достижение поставленных целей, изучение и применение различных подходов к их реализации, решение и исследование различных вариантов выхода из проблемных ситуаций в зависимости от изменяющихся условий — всё это развивает активность мышления. Доказательность решения проблемы развивает доказательность мышления.
3. Возможность в комплексе использовать элементы естественнонаучного метода познания. Специфика интегрированного урока состоит в том, что выбираемая для рассмотрения проблема должна быть пограничной относительно информатики, иностранного языка, физики, математики, и её исследование должно быть многогранным, всесторонним, не дающим возможности упустить какой-либо её компонент, а также исследование должно показать значение этой проблемы.
4. Темы интегрированных уроков подбираются таким образом, что для их рассмотрения, реализации целей уроков необходимы быстрота ориентировки в новых условиях, умение видеть новое в известном, умение выходить за рамки привычного способа действий — это развивает гибкость мышления. Характерная черта интегрированных уроков — это поиск необычного способа решения поставленных проблем, что развивает оригинальность мышления. Обучение учащихся на интегрированных уроках рассуждению, построению доказательства, логике обоснования средствами различных наук развивают доказательность мышления. Новые подходы к известной ситуации, нестандартные способы решения проблемы, возможность выбора решения данной проблемы способствуют развитию гибкости мышления, развивают оригинальность мышления. Сопоставление решений развивает активность, критичность, организованность мышления. За счёт стремления осуществлять разумный выбор действий, отыскивать наиболее краткий путь достижения цели развивается целенаправленность, рациональность, экономия мышления.
Виды интегрированных уроков могут быть различные: объяснение нового материала, закрепление и обобщение знаний, урок-практикум и т.д. Интегрированное обучение подразумевает и проведение бинарных уроков и уроков с широким использованием межпредметных связей.
Типы интегрированных уроков:
урок-лекция;
урок-путешествие;
урок-экспедиция;
урок-исследование;
урок-инсценировка;
учебная конференция;
урок-экскурсия;
мультимедиа-урок;
урок-практикум;
урок-диалог;
урок - деловая или ролевая игра;
ролевые и деловые игры;
практикумы;
уроки защиты проектов.
Модель интегрированного урока:
• Вводная беседа учителя, цель которой – дать учащимся определенную установку по работе на уроке (выдвинуть познавательную задачу) и объяснить порядок работы.
• Изучение нового материала. Этот вид работы проводится коллективно, сочетая с индивидуальной и групповой формами.
• Ответы на вопросы учащихся, в виде индивидуальной консультации, проводимой во время изучения нового материала. Цель ее – помочь учащимся в разрешении возникающих у них затруднений.
• Выполнение упражнений по закреплению и применению знаний. Этот вид работы можно выполнять в индивидуальной и групповой формах.
• Групповые консультации, дающие возможность осуществить коллективную работу учащихся, во время которой учитель отвечает на вопросы, возникающие у учащихся, проводит устный опрос. В то же время можно демонстрировать работу.
• Контроль знаний, цель которого – выявить качество усвоения учащимися знаний, умений и навыков и соответственно исходный уровень развития учащегося для изучения последующего материала.
|